BeLightBC

Реформация, реформации и 31 октября 17-го года

Реформация, реформации и 31 октября 17-го года

Реформация, реформации и 31 октября 17-го года

17-ый год ХХ века принёс Украине пролетарскую революцию. Это привело ко многим трагедиям.

17-ый год XVI века принёс всему миру протестантскую реформацию. Это привело к возникновению, становлению и развитию евангелического движения. А уж к нему прилагались и трагедии (например, в виде церковных разделений и войн), и, в гораздо большей степени, благословения и успехи (например, в виде внутреннего обновления христианства, роста религиозной грамотности населения и выработки таких ценностей, как свобода совести и политическая толерантность).

В общем и целом, Европейская Реформация XVI века, как и всякое историческое событие, было сложным явлением. Да и произошло оно уж очень давно. Почему нам стóит о нём помнить? И что именно нужно о нём знать? Попробую выразить ответ на эти вопросы в нескольких кратких тезисах.

Реформация как глубинная потребность в Боге

Во-первых, Реформация - это про глубинные потребности человека и его нужду в Боге. Когда Мартин Лютер по легенде прибивал свои дискуссионные тезисы к двери церкви в Виттенберге, он думал не о новой конфессии или о том, чтобы стать лидером и "звездой" какого-нибудь нового движения. Он думал о человеке и Боге. Этот монах из ордена Августинцев (брат Августин после пострига) не мог обрести покоя в своих духовных исканиях и всё время терзался сомнениями насчёт того, удастся ли ему обрести спасение и будет ли он оправдан на Божьем страшном Суде. Можно сказать, что Лютер искал надёжный источник утешения и подлинную опору в жизни. Найти всё это он сумел в Священном Писании и, конкретно, в учении о том, что какими бы грешниками мы не были, Божий Сын Иисус Христос по благодати - то есть бесплатно - принимает нас и готов всегда быть рядом с нами, если мы вверяем себя Ему. Только Бог во Христе может быть реальной и нерушимой опорой в жизни и смерти. Он единственный фундамент как для отдельного человека, так и для всей церкви. С этого личного убеждения начиналась глобальная реформация, и оно не утратило своей актуальности сегодня: Бог был и остаётся ответом на главные, предельные нужды человеческого бытия.

Реформация как возростание и верность в Боге

Во-вторых, Реформация - это про необходимость церкви расти и меняться, сохраняя верность своему Богу и Спасителю. С самого начала "реформы", к которым призывал Мартин Лютер, а вместе с ним и его соратники Филипп Меланхтон, Андреас Карлштадт, были ориентированными на церковь. Призыв хранить верность Богу и христианскому учению о Божьей благодати во Христе был адресован всей церкви. По мнению Лютера она закоснела в человеческих традициях, перестала жить евангелием и сосредоточилась на самой себе. Она перестала по-настоящему жить, Богу служить и меняться в нужную сторону. Это следовало исправить. Именно поэтому одним из важнейших постулатов Протестантской Реформации была фраза: "Церковь реформирована и должна всегда продолжать реформироваться" (Ecclesia reformata semper reformanda est). Как только церковь перестаёт отвечать на глубинные нужды людей и возвещать людям истины о спасении, смысле и надежде на основании Библии и христианского учения, она начинает коснеть, ржаветь и превращаться в "железного дровосека", от которого нет никакого толку, пока какой-нибудь мудрый человек не польёт его целительным маслом. Бог задумал церковь как живое тело Иисуса Христа на земле, а тело не может не двигаться, не расти, не меняться. С одной стороны, оно должно всегда оставаться собой, храня верность своему Создателю и собственной ДНК, а с другой, призвано всегда переосмысливать своё состояние и преображаться в лучшую сторону. Реформация учит церковь быть живой, укореняться в Божьем Слове и при этом динамично развиваться.

Реформация как стремление прославить Бога

В-третьих, Реформация - это про двойственную природу любых человеческих начинаний, даже тех, что стремятся прославить Бога и принести пользу людям. Мартин Лютер хотел исправить злоупотребления и неверные учения церкви, очистив её здравым учением евангелия, но, в конце концов, был отвергнут доброй половиной служителей церкви и заработал статус еретика-раскольника. Андреас Карлштадт и, позже, многие другие сторонники реформ хотели уничтожить все "ненужные" изображения и украшения в церквях, но настроили против себя и Лютера, и всех христиан, которых устраивали декорированные статуями и сакральными картинами здания. Томас Мюнцер хотел превратить идею религиозной реформы в политическую программу, создав обновлённое, библейски "реформированное" человеческое общество без господ, рабов и клерикалов в реальности, но эта инициатива превратилась в крестьянское восстание, кровавые разборки и смерть Мюнцера сотоварищи. Сам Лютер хотел помочь простым христианам обрести покой в Боге и в "правильно" реформированной церкви, но не прислушался к чаяниям простого народа, уверенно одобрив жёсткое подавление крестьянских восстаний, и насаждал своё ви́дение реформации, не сумев прийти к согласию с другими реформаторами - Карлштадтом, Цвингли, Буцером, Кальвином и другими. В конечном итоге чистая и правильная задумка о преображении церкви и общества с помощью евангелия привела к двойственным результатам: многие утешились вестью о Христе, благодати и изменении церкви, а кто-то разгневался, ожесточился и взял в руки - духовное ли, физическое ли - оружие. Протестантская Реформация встряхнула западную Церковь своего времени, оздоровила духовную жизнь людей и ускорила полезные религиозные и социальные процессы. Но, к сожалению, она же принесла многим людям личное разочарование, ложные надежды и горе. И так есть и будет со всеми человеческими начинаниями по эту стороны истории. Боль и радость идут рука об руку в нашем мире. И даже самые правильные начинания приводят в двойственным - с одной стороны благим, с другой стороны печальным - результатам. Сам Иисус Христос не смог познать триумф воскресения, не вкусив страданий Голгофы. Этому же уроку учит нас опыт Реформации XVI в.

Мы - люди и остаёмся людьми. Наши попытки реформировать что-либо не всегда приводят к идеальным результатам. И тем не менее, имеет смысл продолжать работать над собой и над миром вокруг нас, вдохновляясь Писанием и значимыми примерами фигур прошлого, великих реформаторов. Реформация как сознательное преобразование самих себя и нашего христианского сообщества - это задача, которую ставит перед нам Сам Господь устами апостола Павла:

"Мы все с открытым лицом, отражая как в зеркале славу Господню, преображаемся в Его же образ от славы в славу, и преображает нас Господь, Который есть Дух" (2 Кор. 3:18)

Ростислав Ткаченко

Прочитано 402 раз
Другие материалы в этой категории: « 100 летие Церкви с. Фастовка Молодежные встречи »

или через:
на имя Stanislav Verlan, Ukraine


или на карту Приватбанк 4149499121644734 Stanislav Verlan


Стать спонсором на Youtube

Вы можете поддержать наш проект. 200, 500, 2000грн помогут нам развиваться и двигаться дальше.